От
собственника или руководителя компании иногда можно услышать, что опять
закуплена некачественная продукция, да по такой цене…, зато менеджеры отдела
закупок обновили свои авто. Эх, шельмовцы. Так рассуждает руководитель с
поверхностным взглядом на проблему.
Кто видит
перспективно, скажет, что отдел закупок не изучил рынок, нет взаимодействия с
отделом продаж, производственными цехами, низок контроль.…
Кто способен
«зреть в корень» и видеть глубинно, тот определит истинную причину. А она
кроется
в отсутствии долгосрочной стратегии закупочной деятельности компании.
Нет четких регламентов и процедур. Не разработаны методы поиска поставщиков.
Каковы критерии оценки? База данных поставщиков не обновляется. Не определены процедуры
закупок и условия их применения. В номенклатуре (ассортиментной матрице) черт
ногу сломит.
Успех закупок,
если верить диаграмме, на пятую часть зависит от планирования.
Первым шагом в этом направлении является разработка Политики компании в области закупок.
Разработана Политика? Она актуальна? А знает её персонал и руководствуется ею? Понята ли Политика сотрудниками?
Примерная структура Политики в области закупок предложена ниже.
Первым шагом в этом направлении является разработка Политики компании в области закупок.
Разработана Политика? Она актуальна? А знает её персонал и руководствуется ею? Понята ли Политика сотрудниками?
Примерная структура Политики в области закупок предложена ниже.
Политика компании в области закупок
1. Цели закупочной деятельности
Основной целью закупочной
деятельности компании является своевременное и полное обеспечение продукцией (сырьем)
с требуемыми показателями цены и качества.
Другие цели закупочной
деятельности:
- обеспечение целевого и экономически эффективного расходования средств;
- предотвращение ошибочных действий сотрудников отдела закупок;
- создание положительного имиджа компании;
- переход на проведение закупок в основном с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе Электронных торговых площадок, средств электронного документооборота и автоматизации деятельности отдела закупок.
2. Принципы закупок
Основными принципами
осуществления закупок являются:
- планирование закупок, оперативное принятие решений об изменении планов и проведении внеплановых закупок;
- конкурентный выбор поставщиков, повышенный контроль за принятием решений по выбору поставщика и согласованию с ним условий сделки;
- учет особенностей закупаемой продукции (сырья), рынков и ситуаций;
- эффективная организация поиска поставщиков, оперативное получение информации о предложениях с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- учет совокупности факторов, определяющих экономическую эффективность;
- стратегическое управление закупочной деятельностью и контроль со стороны собственников и руководства;
- обеспечение открытости закупочной деятельности для потенциальных контрагентов, инвесторов, государства, общественности;
- коллегиальное принятие решений по наиболее важным вопросам организации и осуществления закупочной деятельности;
- делегирование полномочий по принятию решений и заключению сделок низшим звеньям;
- безупречное с точки зрения этических норм поведение руководителей и сотрудников компании;
- профессионализм и компетентность руководителей и сотрудников в подготовке и принятии решений по закупкам;
- широкое и разумное применение современных технологий, в том числе Электронных торговых площадок, средств электронного документооборота и автоматизации закупочной деятельности.
3. Порядок обжалования действий, решений или бездействия сотрудников
при проведении закупок в контролирующий закупочный орган
3.1. Любой участник закупочной
процедуры, который заявляет, что понес или может понести убытки в результате
нарушения своих прав в связи с действиями, решениями или бездействием
представителя Компании имеет право до заключения договора подать заявление о
рассмотрении жалобы, связанной с проведением закупки, в контролирующий
закупочный орган или в суд.
3.2. Жалоба направляется в
контролирующий закупочный орган по реквизитам, указанным на сайте компании. О
получении жалобы контролирующий закупочный орган незамедлительно уведомляет
председателя закупочной комиссии, проводящей закупку. На время рассмотрения
жалобы процедура проведения закупки приостанавливается до вынесения решения,
если к тому нет явных препятствий юридического или экономического характера.
3.3. По результатам рассмотрения
жалобы контролирующий закупочный орган может принять одно из следующих решений:
- отказать в жалобе, если жалоба признается необоснованной;
- удовлетворить жалобу полностью или частично, обязав членов закупочной комиссии выполнить требуемые действия или пересмотреть ранее принятое решение, если к тому нет явных препятствий юридического или экономического характера;
- отказать в жалобе, если жалоба была признана обоснованной, но ее невозможно удовлетворить в силу препятствий юридического или экономического характера.
3.4. Решение о результатах
рассмотрения жалобы незамедлительно доводится до заинтересованных лиц.
4. Официальный сайт компании и иные
источники, используемые для публикации информации о закупках. Адрес
Электронной торговой площадки для проведения закупок в электронной форме.
5. Приоритеты компании в выборе поставщиков:
- долгосрочные хозяйственные связи;
- надежность;
- бесперебойность поставок;
- качество;
- цена.
6. Требования или рекомендации по обеспечению уровня открытости или
конкуренции при проведении закупок (в целом или по разным видам закупаемой
продукции, разным видам закупочных процедур)
На официальном сайте в разделе «Закупки»
и на Электронной торговой площадке Компании размещаются:
- Политика Компании в области закупок (пункты №№…);
- регламент, определяющий порядок осуществления закупочной деятельности (включая описание сроков проведения закупочных процедур, права и обязанности Компании и участников закупочных процедур, требования к порядку подготовки и подачи технико-коммерческих предложений (заявок), порядок обжалования действий должностных лиц Компании).
7. Особенности принятия решений, установления требований или проведения
закупочных процедур в отношении каких-либо отдельных видов закупаемой
продукции, каких-либо рынков, каких-либо закупочных ситуаций.
8. Требования или рекомендации по распределению полномочий по принятию решений в области закупок между структурными подразделениями, условиям закупки, выборе победителя.
9. Организационная структура и штатная численность органов закупки. Требования или рекомендации к опыту работы и профессиональным знаниям и навыкам занятым закупочной деятельностью руководителей, сотрудников, членов закупочных комиссий, экспертов, ревизоров.
10. Ключевые показатели эффективности работы руководителей,
ответственных за организацию и проведение закупок, и закупающих сотрудников:
- уровень обслуживания;
- оборачиваемость;
- индекс доходности;
- валовая рентабельность инвестиций;
- скорректированная прибыль.
11. Требования к средствам массовой информации, используемым для
публикации сведений о закупках:
- объективность;
- честность.
12. Прочие существенные аспекты организации закупочной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий