18.10.21

Подняться на новую логистическую ступень

Крупный бизнес оптимизирует расходы, отдавая на аутсорсинг все больше задач и одновременно с этим предъявляя к логистике ряд новых требований: регионализацию цепей поставок, скорость исполнения, сокращение логистических звеньев, развитие e-commerce и кастомизированный сервис. Однако основной вызов современности, стоящий перед логистами, – коронакризис.

Консолидируйтесь или делегируйте

Мировая логистика сегодня переживает беспрецедентный кризис, главной причиной которого стала пандемия. Она привела к значительному сокращению производственных мощностей, а эта перестройка спровоцировала переосмысление потребительских привычек. После взрывного роста на мгновенную доставку сегодня логистическая отрасль совместно с онлайн-ритейлом нацелена не только на скорость, но и на удобство, прежде всего – на качество логистики.

Существующих трендов развития логистики сегодня несколько.

Во-первых, это регионализация цепей поставок. Она приведет к изменению логистических маршрутов. Также этот тренд следует учитывать транспортным операторам при планировании CAPEX, отмечает директор по складской логистике «Транссертико» Сергей Сычев.

Во-вторых, происходит укорачивание логистических звеньев. Тренд на перемещение производства ближе к рынкам вызван выравниванием мировых цен на рабочую силу и возросшими геополитическими рисками. По прогнозам экспертов, в перспективе он приведет к снижению маржинальности транспортных услуг.

В-третьих, логистический рынок сегодня характеризуется автоматизацией услуг. Уже через 2–3 года ожидается снижение цен на логистику с вытеснением с рынка недостаточно цифровизированных сервисов.

«Ключевой тренд на рынке логистических услуг – это создание логистических экосистем на основе комплексных транспортных решений. Глобальные операторы обладают большими компетенциями в создании таких экосистем. Однако специфика рынка СНГ потребует от них разработки индивидуальной стратегии. В России самый вероятный сценарий для создания бизнес-экосистемы – это M&A», – добавляет С. Сычев.

В первую очередь сегодня наблюдается консолидация российского рынка грузоперевозок, которая наметилась еще до пандемии. Сфера меняется структурно, объемы перераспределяются от менее технологичных игроков к более технологичным.

К тренду на консолидацию, возможно, добавятся новые требования, говорят участники перевозочного процесса. Перевезти небольшую партию товара сборным сервисом дешевле. И это основной фактор, который привлекает грузовладельцев. Однако доставка отдельным транспортным средством быстрее и безопаснее. Почти все без исключения курьерские службы и крупные транспортные компании, предоставляющие сборный сервис, не гарантируют бережного обращения с грузом при перевозке, тогда как это может быть дорогостоящее оборудование и хрупкие изделия. Поэтому в ближайшем будущем на рынок выйдут компании, предоставляющие сервис по доставке сборных грузов, но при этом обеспечивающие их сохранность.

По мнению директора по развитию компании Hardfor Михаила Голосова, их услуги будут стоить несколько дороже, чем услуги курьерских компаний, но они завоюют свой клиентский сегмент, так как обеспечат отсутствие убытков – больших, чем переплата за качество и хороший сервис доставки.

Сегодня на рынке наблюдается объединение различных сервисов доставки. Рынок логистики сейчас нуждается в создании оператора полного цикла, который бы объединял в себе множество компетенций и возможностей. Это располагает к консолидации компаний, например, крупных фулфилмент-операторов с сервисами «последней мили». Все ведет к появлению на рынке доставки крупного игрока, который будет предлагать полный комплект услуг для магазинов, начиная со складской обработки и заканчивая выездом курьера на дом к заказчику, отмечает основатель и СЕО сервиса быстрой курьерской доставки Take'N'Go. Николай Хорт.

В новых условиях более крупные компании начинают делегировать отдельные услуги другим сервисам, обладающим рядом компетенций. На передачу логистических услуг на аутсорсинг как один из главных трендов обращает внимание и генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани. «Это существенно повышает их качество, например, в контексте скорости доставки груза и правильной маркировки, что особенно важно для международных маркетплейсов», – говорит он.

Руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России Иван Головко к наиболее существенным тенденциям рынка относит повсеместную цифровизацию и внедрение электронной транспортной накладной. Пандемия также показала необходимость создания альтернатив морским перевозкам и наличия гибких решений по доставке всеми видами транспорта.

Игра по новым правилам

Скорость исполнения, цена, экспертная оценка рисков и кастомизированный сервис – пожалуй, самые очевидные требования, предъявляемые сегодня бизнесом к логистике. В первую очередь клиенты заинтересованы в предоставлении услуг под ключ, а также в наличии у логистических провайдеров гибких и мультимодальных решений. Сам сервис не изменился, но компаниям пришлось быстро адаптироваться к вызовам времени: закрытию границ, очередям на погранпереходах и т. д.

Кроме того, автоматизация расчетов и цифровизация рутинных бизнес-процессов становятся ключевыми конкурентными преимуществами. Участники рынка отмечают еще одно новое требование – контроль расходов. Клиенты стали более щепетильно относиться к своим расходам, многие хотят обязательного предоставления гарантий оказания услуг. Бизнес сегодня заинтересован в том, чтобы наладить качественные процессы, а тратить при этом меньше.

Кроме скоростных и стоимостных показателей, все больше требований появляется к качеству и надежности. Перевозчик должен гарантировать сохранность груза, а также прослеживаемость перевозки. Сегодня все больше требований предъявляется и к контролю сохранности и возможности отследить реальное местоположение груза и все больше предпочтений отдается логистическим компаниям, которые будут владеть реальной информацией. Ведь, выбирая самый дешевый непроверенный вариант, клиент может столкнуться с низким качеством сервиса.

При этом, по мнению других участников рынка, канонические требования к логистике остались прежними и даже усилились. Логистическая компания все так же должна гарантировать доставку товаров в нужное место к определенному сроку. Однако в настоящих условиях, как говорит коммерческий директор ГК «Аривист» Кирилл Александров, выполнять эти требования стало практически невозможно из-за нестабильности и нехватки подвижного состава.

«Сейчас, чтобы выжить бизнесу в логистике, нужно не просто бежать, а нестись в сторону интересов заказчиков. Потому что недостаточно просто показывать видимость того, что ты двигаешься в сторону клиента, важно занимать проактивную позицию на протяжении создания цепочки добавленной стоимости: разбираться в болях клиента, удовлетворять возникающие потребности (к примеру, организовать вводимую маркировку товаров). Только так можно найти правильный вектор развития собственной логистической компании», – говорит К. Александров.

По мнению М. Голосова, новые требования пока не изменили логистический рынок. Скорее, находятся в процессе его формирования. Учитывая все сложности и непредсказуемость, логистические компании не могут дать каких-то внятных прогнозов относительно сроков доставки, а также сформировать четкую тарифную сетку. Грузовладельцам остается лишь выбирать, везти товар на предложенных условиях (как бы они ни отличались от стандартных) или отказаться от этой идеи, нарушив графики завоза, ожидая лучших времен. На большинстве предприятий действует регламент в отношении цен, который утверждается на годы вперед. Но если раньше основной риск состоял в изменении курсов валют, то сейчас к нему добавились и неконтролируемые изменения ставок фрахта.

«Что остается делать предприятиям? Менять свои регламенты, также подстраиваясь под это непростое время.

И при этом именно сейчас грузовладельцы начинают понимать, как важно выбрать надежного логистического партнера, который обеспечит стабильные цены, сроки и прежде всего качество сохран­ности, после того как логистический рынок перестанет лихорадить», – резюмирует М. Голосов.

Цифровизация всему голова

Рынок логистики сегодня огромен, и для конкуренции недостаточно использовать стандартные методы работы. Каждая компания должна иметь особые конкурентные преимущества. Все больше требований предъявляется к цифровизации логистических процессов, так как именно она дает решения, которые позволяют получить экономическую эффективность без изменений автопарка или размеров складских помещений. Смена парадигмы – адаптация рынка логистики под потребности потребителей, отмечает руководитель направления транспорта и логистики BIA Technologies Александр Тихонов.

На фоне цифровой трансформации растет количество высокотехнологичных логистических услуг и электронных систем управления процессами. В современном мире компании стремятся использовать самые современные программные продукты и технологии в своих производственных и бизнес-процессах, автоматизируя обработку и отслеживание грузов, ускоряя взаимодействие и облегчая документооборот.

Но процесс цифровизации идет неровными шагами. С одной стороны, крупные компании настаивают на том, чтобы стать центром экосистемы. В то время как мелкие клиенты отрицают цифровизацию не только из-за нехватки финансирования, но также из-за психологической неготовности к жестко зарегулированной работе и технологической дисциплине, которая сопутствует диджитализации.

Представители компаний отмечают: все больше сервисов становятся автоматическими, нивелируя человеческий фактор. Это приводит к тому, что при нештатной ситуации системе сложно перестраиваться, в итоге – дисбаланс в виде нехватки тоннажа, контейнерных судов, замедление транзитного времени.

«Все это ведет к значительному росту логистических расходов. В области цифровизации сейчас на острие – стандартизация и бесшовные соединения ERP-системы клиента с программным обеспечением логистического провайдера», – поясняет К. Александров.

Более того, как добавляет М. Голосов, многие до сих пор не понимают сути этого понятия. Именно использование технологий в той или иной отрасли, их развитие, а также разработка уникальных собственных решений дадут возможность компаниям работать, развиваться и оставаться на плаву.

Электронная трансформация

Самая масштабная корректива, внесенная пандемией, – значительный толчок развитию e-commerce. Изменение структуры потребления в сторону электронной торговли оживило логистическую отрасль и придало силы практически всем направлениям логистики – от LTL до 3PL. «Изменения настолько масштабны, что они перекроили рынок складской коммерческой недвижимости: сейчас отыскать незанятые складские площади достойного качества – тот еще квест», – говорит директор по маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК» Максим Блынский.

Еще 5–6 лет назад, когда встал вопрос о трансформации логистической отрасли под влиянием роста электронной торговли, участники рынка обращали внимание на то, что, кроме развития очевидных услуг и сервисов, необходимых e-commerce, они имеют дело с более глубокой трансформацией на социальном уровне. Именно e-com создал пользовательские ценности, связанные с удобством оформления заказов, прозрачности стоимости и сроков доставки, простой навигацией в личных кабинетах и на сайтах. В 2010-х гг. всего этого еще не было у логистических компаний, работающих в полуналоговых пространствах. «Поэтому началась гонка за соответствие B2B-сервисов требованиям клиентов, избалованных прогрессивным e-com. Гонка личных кабинетов, сервисов дистанционного управления услугами, сокращения интервалов доставки и т. д.», – комментирует М. Блынский.

В связи со значительным ростом объемов маркетплейсы вводят новые модели работы. Например, Wildberries с декабря прошлого года начал работать по схеме FBS (fulfillment by seller). Другими словами, складская логистика является задачей продавца, а маркетплейс обеспечивает «последнюю милю». Другой пример: в марте 2021 года Ozon начал работать по модели интернет-витрины, предложив поставщикам самостоятельно доставлять заказы, воспользовавшись услугами пула партнеров маркетплейса. «Теперь мы работаем напрямую с продавцами, которые передают логистическим компаниям доставку, включая «последнюю милю», без участия маркетплейса», – говорит заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

По подсчетам Data Insight, в 2020-м рост рынка фулфилмента в России составил 40% по сравнению с предыдущим годом. Но, несмотря на все изменения, главными требованиями являются своевременность и качество доставки.

«В условиях распространения коронавируса клиенты массово обратились к онлайн-покупкам, в результате чего доля FTL-перевозок с ритейлерами естественным образом перешла в форму LTL-обслуживания маркетплейсов», – говорит Ф. Мадани.

С увеличением зарубежных заказов возрастает потребность в альтернативных логистических провайдерах и сервисах. Сейчас основным оператором является «Почта России», обеспечивающая около 70% перевозок из-за рубежа. Логистические операторы наращивают объем трансграничных перевозок – как за счет новых клиентов, так и за счет перетока почтовых заказов в канал экспресс-доставки. Это ускоряет развитие инфраструктуры в России, начиная от сортировочных хабов и фулфилмент-центров и заканчивая ростом количества точек выдачи.

«Рост электронной коммерции привел к спросу на рынке складской недвижимости, особенно это характерно для регионов. Драйвером роста спроса на аренду и строительство складской недвижимости стала конкуренция среди электронной коммерции и ритейлеров, которые захватывают новые рынки сбыта, тем самым формируют дополнительные каналы доставки и логистические цепочки. На мой взгляд, в этом году этот тренд еще будет нарастать, так как электронная коммерция меняет потребительские привычки населения», – говорит К. Александров.

Сегодня электронный документооборот, удаленное декларирование товаров на таможне, трекинг грузов – это инструменты, позволяющие компаниям взаимодействовать в онлайн. Те компании, которые смогут отказаться от своих бумажных регламентов и максимально перейти в онлайн, будут иметь шансы на выживание и дальнейшее развитие.

Исходя из этого, можно говорить о том, что главный вызов для логистики сейчас – это быть актуальной для эпохи, постоянно удерживаться в контексте, который задают лидеры e-commerce, а в идеале – работа на опережение. Тренд на экспресс-доставку – долгосрочный. Еще в 2017 году на одной из презентаций Google слова «скоро», «срочно» и т. д. были признаны одними из самых часто запрашиваемых.

Опережать себя же на два шага

Несмотря на развитие логистических сервисов, основной и пока что трудновыполнимой задачей является упорядочение логистических процессов, нормализация и фиксация ставок фрахта, а также обеспечение необходимых перевозочных мощностей, говорит директор по развитию компании Hardfor Михаил Голосов.

Кроме того, если оценивать вызовы в краткосрочной перспективе, то из-за ограничений, связанных с пандемией, стимуляционных мер во многих странах появилась избыточная денежная масса. По прогнозам, в ближайшее время в связи с повышенным спросом на товары произойдет увеличенный спрос на их перевозку. А это, в свою очередь, ведет к дефициту подвижного состава. Как считает И. Головко, сейчас это самая большая проблема, поскольку невозможно быстро расширить емкости (мощности), тем более с учетом демографической проблемы в кадровом составе водителей.

Помимо водителей, сегодня логистические операторы как никогда нуждаются в менеджерах по работе с клиентами. «Менеджер должен быть компетентен в сфере логистики, чтобы четко оценивать задачи, адаптировать выбранные услуги под запросы и формировать оптимальные маршруты перемещения грузов. Такой подход к персонализированному обслуживанию позволяет минимизировать издержки и, соответственно, общую стоимость обслуживания», – комментирует заместитель исполнительного директора по клиентскому сервису компании «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова.

В целом логистика сегодня только начинает восстанавливаться после карантинных мер. По прогнозу экспертов, в конце года рынок ждет еще больше различных коллабораций между логистическими и сервисными компаниями, в том числе с целью аутсорсинга ряда услуг. Цифровые сервисы будут также развиваться. Компании сейчас стремятся к созданию единого информационного облака, в котором собираются все данные.

«По итогам 2021 года логистику ждет рост, вызванный большим количеством факторов, самые значительные из которых – развитие электронной коммерции, а кроме этого – переход большого количества грузов из серой зоны в белую под давлением регуляторов», – прогнозирует М. Блынский.

По мнению М. Голосова, итоги 2021 года для большинства логистических компаний будут неутешительными. Последствия первой волны пандемии и торговой войны Китая и США и, как следствие, нехватка порожней тары, блокировка Суэцкого канала судном Ever Given, спровоцировшая колоссальные убытки некоторых грузовладельцев и контейнерных линий, резкое уменьшение грузопотоков в портах в результате карантинных мер – все это будет негативно влиять на отрасль.

Логистику по итогам года ждут изменения и в численном составе. Российские предприниматели, еще не оправившись от последствий пандемии COVID-19, не располагают необходимыми финансовыми возможностями на технологии, требующиеся для современных логистических вызовов. Поэтому крупные компании будут создавать собственные логистичес­кие службы, а мелкие потребители логистических услуг будут довольствоваться несовершенным сервисом.

Подытоживая, следует отметить, что современная логистика становится все более сложной и для повышения эффективности необходимо собирать, хранить и анализировать большие объемы данных. Перед каждым крупным бизнесом – не только в логистике – стоят задачи, как объединить множество процессов, большое количество источников данных и при этом оперативно реагировать на изменения рынка без серьезных финансовых потерь.

Сегодня как никогда важно быть в тренде и смотреть на два шага вперед, быть готовыми вовремя перестроиться без потерь. И на всякий случай иметь антикризисный план.

Мнения экспертов собрала Наталья Гусаченко

Комментариев нет: