Основные трудности склада:
- ошибки (недостачи, пересорт, излишки);
- долгое оприходование товара;
- длительный поиск товара при комплектации заказа. Порой товар находят только на очередной инвентаризации;
- расхождения на инвентаризации и прочее.
В значительной мере эти трудности зависят от этапа развития, на котором находится Ваш склад. Этими этапами могут быть:
- «Положил – запомнил» (все держим в голове);
- Адресное хранение;
- Внедрение системы автоматизации склада (WMS);
- Склад-робот.
1 этап: «Положил – запомнил»
Какие "фишки" используются:
- Группы товаров – своя зона – определенный товар хранится статически в одной и той же зоне;
- Сроки товаров – своя зона – товар с одинаковыми датами производства хранится рядом;
- Сотрудник – своя зона – за сотрудником или бригадой закрепляется определенная зона, сектор, помещение. Сотрудники помнят место хранения;
- Сотрудник – свой товар - за сотрудником или бригадой закрепляется определенный товар, группа товара. Сотрудники помнят место хранения;
- Ярлычки, таблички, этикетки и прочее используются для визуализации места хранения. Маркировать номера (артикулы, коды) товаров на коробках следует крупно, чтобы сотрудники могли видеть их издалека и быстрее выбирать маршрут. Ярлыки с наименованиями лучше крепить на полках, а не на коробках. Если коробку унесут, будет видно, что нужно принести или заказать товар;
- Магнитные ярлычки – если товар вместо постоянного места хранения мы вынуждены поставить в другое, то рядом с постоянным местом вывешивается ярлык с указание места реального хранения. Магнитные указатели удобно крепить на металлические стеллажи;
- Записи в журнале, блокноте, планшете – голова не «Дом Советов». Кроме того, все работники склада могут заглянуть в эти записи.
2 этап: Адресное хранение
Суть данной системы состоит в том, что каждому месту
хранения присваивается код (адрес), обозначающий место на полу, номер стеллажа,
номер вертикальной секции и номер полки. Адрес может иметь 4-5 знаков и более.
Программным путем обеспечивают автоматическое указание адресов в ярлыках,
чеках, спецификациях наличия и ведомостях инвентаризации. Ведомости
инвентаризации и комплектовочные листы для отбора товаров печатают с
сортировкой по адресам.
На складе все имеет свое место и только на этом месте должно
находиться.
Самая распространенная адресная система выглядит следующим
образом. Номер ячейки: А1739, где А, Б, В - зона хранения (теплый, холодный
склад или часть склада); 17 - порядковый номер стеллажа; 3 - порядковый номер
вертикальной секции стеллажа; 9- порядковый номер полки.
Очевидно, что такая нумерация пригодна для зоны из 99
стеллажей и что каждый стеллаж может иметь не более 10 вертикальных секций и не
более 10 полок. Для большего количества вертикальных секций и полок применяют
двузначные номера, но чаще стремятся использовать условное разделение склада на
зоны и используют буквенный индекс зон.
Внедрение адресной системы включает разметку на планах
размещения, изготовление и крепление номеров или их нанесение краской, внесение
адресов в спецификации товаров, внесение номеров из спецификаций в компьютерную
базу данных или в карточки учета.
Адреса наносят яркой краской на конструкции стеллажей,
отсеков, на полу. Пространство без стеллажей также может делиться на зоны и
отсеки либо конструктивно, либо условно с помощью разметки.
Работник склада должен находить товар по названию и адресу,
даже не зная его внешнего вида. Использование постоянных адресов обеспечивает
возможность быстрого отбора или размещения товаров, а также эффективного
контроля за их движением. Новые работники после короткого инструктажа, имея под
рукой ведомость наличия товаров на складе с адресами, смогут справиться с этой
работой без ошибок.
Схемы размещения стеллажей или штабелей с указанием адресов
хранения вывешивают на стенах, чтобы служащие склада могли изучить их и легко
ориентироваться.
3 этап. Автоматизированные системы управления складом
Возможные WMS их поставщики:
«Коробочные» системы. Примером на российском рынке может служить
решение Exceed 1000, разработанное компанией EXE (в настоящее время принадлежит
SSA Global) и поставляемое компанией JDA.
Диапазон цен на лицензирование «легких» продуктов начинается
от $5-10 тыс., «средних» продуктов – около $20-25 тыс., для наиболее
функциональных решений это $50 тыс. Стоимость внедрения таких систем составляет
порядка $40-180 тыс., а сроки внедрения колеблются от 2,5 до 6 месяцев.
Среди систем WMS, представленных на российском рынке «в
коробке» можно отметить, например, решения на основе семейства продуктов 1С –
ASTOR: Warehouse Management System (разработчик – «Астор ВЦ»), «Фолио WMS», AXELOT
с «1С» и другие.
Адаптируемые системы строятся обычно на платформах Unix или Windows и в большинстве случаев
используют в качестве СУБД решения компании Oracle. Цена подобных систем
базируется на стоимости лицензии за одно места установки со стандартным числом
пользователей (в основном 10-15) и обычно дополняется лицензированием
дополнительных рабочих мест.
Стоимость базовой лицензии для западных систем составляет
$40-50 тыс. Средняя стоимость за лицензии с учетом дополнительных модулей и
рабочих мест колеблется от $70 до 100 тыс. и выше, а стоимость проекта
внедрения от $200 до 400 тыс.
На российском рынке, занимающихся производством и поставкой
адаптируемых WMS-систем, можно выделить компании «LogistiX» (система LEAD WMS),
а также «СОЛВО» и ее система Solvo.WMS и «Аргус Софт» (решение CoreWMS).
Заказные системы. Основными
мировыми поставщиками таких систем являются американские компании Manhattan
Associates, RedPrairie. Сроки разработки и внедрения систем данного класса
могут составлять 1-2 года и более, а стоимость подобных проектов измеряется
миллионами долларов.
Штрих-кодирование, бар коды, цифровые коды, электронные,
радио метки – современно.
Но не забывайте об обязательных условиях и возможных
недостатках, чтобы не было обратного эффекта:
- дорого;
- процессы и операции на складе должны быть установлены и описаны;
- топология склада (зонирование, адресное хранение) сделана;
- поставлен управленческий учет;
- наличие надежной корпоративной информационной системы (КИС компании может «не потянуть»);
- обучение сотрудников.
4 этап. Автоматические склады (склады – роботы)
Наиболее известны продукты компаний:
- Кардекс;
- Сидус;
- Инжер.
Что выбираем и куда движемся? Может компания "созрела" для следующего этапа? Каково Видение Вашего склада (складского хозяйства) через три года, пять лет?
Остановитесь на этапе, максимизирующем чистую прибыль!
Ваш Михалыч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий