19.6.14

Свой транспорт или чужой?



 
Компания всегда стоит перед дилеммой: использовать собственный транспорт или наемный. 
Решение является одной из точек воздействия собственника (руководителя) компании на транспортную логистику. 
Задача тесно связано со стратегией компании. Тут без Руководства не обойтись.

Успейте решить обычный алгоритм ИЛИ – ИЛИ. 
Не опоздайте! 
Госпожа Прибыль ждать не будет! Потеряется...

Возьмите весы и складывайте затраты на чашу «свой» и на чашу «чужой»:

  • текущие затраты. На свой транспорт данные предоставит бухгалтерия. На наемный транспорт затраты нулевые;
  • капитальные вложения. Интернет даст данные по стоимости газели, Камаза, МАНа, Вольво и других машин. Покупка в кредит – учтите проценты и стоимость КАСКО. Может лизинг? Будет выгодней процентов на 15 - 20;
  • обслуживание Клиентов. Свой транспорт всегда способен достойно обслужить Клиентов. На чашу «чужой» положите 3-5 процентов прибыли. Ровно столько компания потеряет, если доставка будет осуществляться только наемниками, особенно в сети. Их штрафы способны подкосить многие компании. Плюс потеря Клиентов;
  • уровень контроля и гибкость. Свой транспорт всегда «ручной». Отправить собственную машину в рейс можно и глубокой ночью. Положите 1 – 2 процента от прибыли компании на чашу «чужой»;
  • затраты на обучение собственных менеджеров по транспорту и водителей. Чаша «чужой» поднимается вверх.
Что перевесило? А затраты на простой собственного транспорта в межсезонье? Но его можно сдать на этот период в аренду или просто перевозить чужие грузы. При необходимости автофургон превращается в автоплатформу.

Не принимайте решение на всю жизнь. Рассматривайте подобные расчеты раз в квартал или полугодие.

Наиболее эффективен вариант использования обоих видов транспорта. Поэтому уточняем решение задачи: не «свой» или «чужой», а их оптимальное соотношение.
В транспортной логистике «копать» нужно очень глубоко. Оцените предстоящий объем перевозок. При каком объеме транспортных работ затраты уравновесят чаши весов? Сравните тонно-километр или час работы своего транспорта с транспортом конкретной компании региона. С той, к которой больше лежит сердце.

Если решение таково, что без наемных перевозчиков не обойтись, то последовательность работы напоминает область закупок. Требуется определить: методы выбора поставщиков данной услуги, пути поиска, критерии выбора, различные формы закупок для снижения стоимости и повышения прозрачности.

Классифицируйте транспортные услуги:
  • по стоимости методом АВС;
  • по рынку – монополист или рынок принадлежит потребителю;
  • по регулярности спроса.

Легкомоторный самолет компания нанимала за прошедший год один раз, в регионе единственный поставщик этой услуги. Закупка услуги, естественно, осуществляется из единственного источника.
На еврофуры потрачено 30 млн. рублей. Такие автомобили требуются ежедневно. Транспортных компаний на рынке масса. Конечно, форма закупок – тендер.

Кто лучше всех разбирается в вопросах закупок? Отдел закупок. Так и поручите ему найти поставщиков транспортных услуг. Непредвзятость взгляда менеджера по закупкам и профессионализм обеспечат снижение стоимости и прозрачность услуги.
Только укажите критерии выбора перевозчика. Это точка воздействия руководителя компании. Многие компании выбрали:
  • качество;
  • надежность;
  • стоимость;
  • условия платежа.

Закупщикам помогут консолидированные рекомендации десятков компаний:
  • перевозчик должен быть известен. Его сайт изобилует положительными отзывами. Присутствует на рынке лет десять;
  • конкуренты перевозчика откроют вам глаза на результаты его деятельности. Например, подскажут, что собственного транспорта у него нет. Только непонятные наемники;
  • перевозчик должен обеспечивать сохранность грузов, отслеживать их движение и выдавать информацию о грузе по первому требованию. Ответственность перевозчика должна быть застрахована;
  • объяснимая стоимость перевозок и прозрачная тарифная политика. Слишком низкая цена, по сравнению с ценой в регионе, должна насторожить;
  • готов ли поставщик к оказанию других видов услуг: складская обработка, таможенное оформление, подключение своих услуг к системе управления компании, электронный обмен информацией, управление вашим парком подвижного состава;
  • назначение своего представителя для управления процессом перевозки ваших грузов;
  • недопущение случаев утраты сопроводительных документов. Правильное оформление и своевременный возврат экземпляров компании.

Так свой, чужой, или их оптимальное соотношение?

Комментариев нет: