11.1.13

Управление запасами (памятка собственнику (руководителю) компании)


Управление запасами – это просто:




Определите нормы запасов и своевременно их актуализируйте.

Нормой запаса называется
расчетное минимальное количество предметов труда,  которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

Классик логистики Адиль Мухтарович Гаджинский рекомендует при определении норм товарных запасов использовать три группы методов:
  •    Эвристические (опытные) предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим. В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит   название    метода экспертных оценок.


  •  методы технико - экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции -  в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.


  •  экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. 

    Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:        Y5 =0,5(2Y4+Yз-Y1), где Y1, Y3, Y4   — уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды; Y5    —   нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу
 Y6 =0,5(2Y5+Y4-Y2).

Рассчитайте точку заказа (ТЗ) – это количество товара, при котором необходимо делать очередной заказ на поставку.

ТЗ = дневной спрос х планируемое время выполнения заказа + страховой запас товар в пути


Нельзя одинаково относиться к различным товарам - классифицируйте их методами АВС и XYZ анализа

Определите

 


Для расчета величины страхового запаса используйте следующие методы:
  •  с учетом уровня обслуживания клиентов;
  •  вероятностный метод;
  •  в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
  •  на основе дневного потребления;
  •  вручную;
  •  на основе среднего отклонения


Определите показатели эффективности управления запасами 

1. оборачиваемость товарных запасов :
ОТЗ = годовая сумма реализации : сумма товарных запасов по балансу;
либо: ОТЗ = стоимость товаров, проданных из запасов в течение предыдущих 12 месяцев /средняя стоимость запасов в течение предыдущих 12 месяцев;
    
  

  2. уровень обслуживания потребителей:
 УОП = отгрузка : спрос;
либо: УОП = отгрузка : (отгрузка + дефицит)
Нельзя в расчет включать продажи:
•для удовлетворения специального заказа
•реализация товаров по транзитным поставкам
•реализация неожиданно крупных партий
•отгрузки, осуществляемые посредством специальной закупки у поставщика.

Их могут уравновесить:
  •  валовая рентабельность инвестиций: = Валовая прибыль за прошедшие 12 месяцев : средняя стоимость запасов за прошедшие 12 месяцев
  •  индекс доходности : ИД = ОТЗ  х ВП, Где:

     ОТЗ - Оборачиваемость  товарных запасов,
      ВП    - валовая прибыльность
Помните: прибыль всему голова – все показатели сами дотянутся до нужного уровня.


Не забывайте анализировать запасы

Анализ делайте по этапам:
Ваш Михалыч

Отправить комментарий