16.12.14

Эволюция Вашего склада



Основные трудности склада:

  • ошибки (недостачи, пересорт, излишки);
  • долгое оприходование товара;
  • длительный поиск товара при комплектации заказа. Порой товар находят только на очередной инвентаризации;
  • расхождения на инвентаризации и прочее.

В значительной мере эти трудности зависят от этапа развития, на котором находится Ваш склад. Этими этапами могут быть:

  1. «Положил – запомнил» (все держим в голове);
  2. Адресное хранение;
  3. Внедрение системы автоматизации склада (WMS);
  4. Склад-робот.

1 этап: «Положил – запомнил»


Какие "фишки" используются:

  • Группы товаров – своя зона – определенный товар хранится статически в одной и той же зоне;
  • Сроки товаров – своя зона – товар с одинаковыми датами производства хранится рядом;
  • Сотрудник – своя зона – за сотрудником или бригадой закрепляется определенная зона, сектор, помещение. Сотрудники помнят место хранения;
  • Сотрудник – свой товар - за сотрудником или бригадой закрепляется определенный товар, группа товара. Сотрудники помнят место хранения;
  • Ярлычки, таблички, этикетки и прочее используются для визуализации места хранения. Маркировать номера (артикулы, коды) товаров на коробках следует крупно, чтобы сотрудники могли видеть их издалека и быстрее выбирать маршрут. Ярлыки с наименованиями лучше крепить на полках, а не на коробках. Если коробку унесут, будет видно, что нужно принести или заказать товар;
  • Магнитные ярлычки – если товар вместо постоянного места хранения мы вынуждены поставить в другое, то рядом с постоянным местом вывешивается ярлык с указание места реального хранения. Магнитные указатели удобно крепить на металлические стеллажи;
  • Записи в журнале, блокноте, планшете – голова не «Дом Советов». Кроме того, все работники склада могут заглянуть в эти записи.

2 этап: Адресное хранение

Суть данной системы состоит в том, что каждому месту хранения присваивается код (адрес), обозначающий место на полу, номер стеллажа, номер вертикальной секции и номер полки. Адрес может иметь 4-5 знаков и более. Программным путем обеспечивают автоматическое указание адресов в ярлыках, чеках, спецификациях наличия и ведомостях инвентаризации. Ведомости инвентаризации и комплектовочные листы для отбора товаров печатают с сортировкой по адресам.

На складе все имеет свое место и только на этом месте должно находиться.
Самая распространенная адресная система выглядит следующим образом. Номер ячейки: А1739, где А, Б, В - зона хранения (теплый, холодный склад или часть склада); 17 - порядковый номер стеллажа; 3 - порядковый номер вертикальной секции стеллажа; 9- порядковый номер полки.

Очевидно, что такая нумерация пригодна для зоны из 99 стеллажей и что каждый стеллаж может иметь не более 10 вертикальных секций и не более 10 полок. Для большего количества вертикальных секций и полок применяют двузначные номера, но чаще стремятся использовать условное разделение склада на зоны и используют буквенный индекс зон.

Внедрение адресной системы включает разметку на планах размещения, изготовление и крепление номеров или их нанесение краской, внесение адресов в спецификации товаров, внесение номеров из спецификаций в компьютерную базу данных или в карточки учета.
Адреса наносят яркой краской на конструкции стеллажей, отсеков, на полу. Пространство без стеллажей также может делиться на зоны и отсеки либо конструктивно, либо условно с помощью разметки.

Работник склада должен находить товар по названию и адресу, даже не зная его внешнего вида. Использование постоянных адресов обеспечивает возможность быстрого отбора или размещения товаров, а также эффективного контроля за их движением. Новые работники после короткого инструктажа, имея под рукой ведомость наличия товаров на складе с адресами, смогут справиться с этой работой без ошибок.
Схемы размещения стеллажей или штабелей с указанием адресов хранения вывешивают на стенах, чтобы служащие склада могли изучить их и легко ориентироваться.


3 этап. Автоматизированные системы управления складом

Возможные WMS их поставщики:

«Коробочные» системы.   Примером на российском рынке может служить решение Exceed 1000, разработанное компанией EXE (в настоящее время принадлежит SSA Global) и поставляемое компанией JDA.
Диапазон цен на лицензирование «легких» продуктов начинается от $5-10 тыс., «средних» продуктов – около $20-25 тыс., для наиболее функциональных решений это $50 тыс. Стоимость внедрения таких систем составляет порядка $40-180 тыс., а сроки внедрения колеблются от 2,5 до 6 месяцев.
Среди систем WMS, представленных на российском рынке «в коробке» можно отметить, например, решения на основе семейства продуктов 1С – ASTOR: Warehouse Management System (разработчик – «Астор ВЦ»), «Фолио WMS», AXELOT с «1С» и другие.

Адаптируемые системы  строятся обычно на платформах Unix или Windows и в большинстве случаев используют в качестве СУБД решения компании Oracle. Цена подобных систем базируется на стоимости лицензии за одно места установки со стандартным числом пользователей (в основном 10-15) и обычно дополняется лицензированием дополнительных рабочих мест.
Стоимость базовой лицензии для западных систем составляет $40-50 тыс. Средняя стоимость за лицензии с учетом дополнительных модулей и рабочих мест колеблется от $70 до 100 тыс. и выше, а стоимость проекта внедрения от $200 до 400 тыс.
На российском рынке, занимающихся производством и поставкой адаптируемых WMS-систем, можно выделить компании «LogistiX» (система LEAD WMS), а также «СОЛВО» и ее система Solvo.WMS и «Аргус Софт» (решение CoreWMS).

Заказные системы.  Основными мировыми поставщиками таких систем являются американские компании Manhattan Associates, RedPrairie. Сроки разработки и внедрения систем данного класса могут составлять 1-2 года и более, а стоимость подобных проектов измеряется миллионами долларов.

Штрих-кодирование, бар коды, цифровые коды, электронные, радио метки – современно.
Но не забывайте об обязательных условиях и возможных недостатках, чтобы не было обратного эффекта:

  • дорого;
  • процессы и операции на складе должны быть установлены и описаны;
  • топология склада (зонирование, адресное хранение) сделана;
  • поставлен управленческий учет;
  • наличие надежной корпоративной информационной системы (КИС компании может «не потянуть»);
  • обучение сотрудников.

4 этап. Автоматические склады (склады – роботы)

Наиболее известны продукты компаний:

  • Кардекс;
  • Сидус;
  • Инжер.

Что выбираем и куда движемся? Может компания "созрела" для следующего этапа? Каково Видение Вашего склада (складского хозяйства) через три года, пять лет?

Остановитесь на этапе, максимизирующем чистую прибыль!

Ваш Михалыч.

Комментариев нет: