19.5.13

Червоточины на складе?

Червоточина - скважина, проточенная червями в чем-нибудь (Толковый словарь Ушакова).




Пусть ни одна из этих проблем-червоточин не появится на Вашем складе:


Складских площадей недостаточно: планируемый запас разместить невозможно, складу грозит затоваривание. Неликвиды заполнили склад. Сначала их было 1% от всего запаса, а теперь…



Жалобы Клиентов и поставщиков. Порой товар просто не находят на складе. Низкое качество комплектации заказов. Ошибки склада - недостача, пересортица, излишки, порча. Склад не позволяет выполнить обязательства перед клиентами: например отгрузить товар до 8.00., наклеить штрих - коды на товар, сформировать сборную паллету… Простой транспорта...Не обеспечивается требуемый грузооборот: заявок клиентов много, но они не успевают отгружаться.



Проблемы складского учета: числится пять коробок, а реально - пять штучек. Выгрузка товара была три дня назад, но товар не принят, не оприходован – продавать его нельзя, заявки срываются. Результаты инвентаризации не совпадают с учетными данными. Как правило, «дорогого» товара меньше, а «дешевого» больше. Сотрудники склада допускают грубые ошибки и нарушают трудовую дисциплину. Текучесть персонала, люди работают от инвентаризации до инвентаризации, самое печальное - склад покинули ключевые сотрудники.


Затраты на складские операции растут из месяца в месяц и кажутся чрезмерными: пара перчаток – на сутки, стрейч-пленкой можно выстелить дорогу до Москвы. Непонятно почему отгрузки в прошедший месяц стали меньше, а фонд оплаты вырос. Склад препятствует внедрению новой логистической схемы: либо сотрудники не хотят потерять свою «незаменимость», либо неприспособленны помещения, техника и оборудование и прочее, прочее, прочее.


Если хотя бы одна из этих «болячек» появилась в компании, то самое страшное впереди.
Главная функция склада – обеспечение должного сервиса обслуживания клиента (даже если это Ваш производственный цех) не будет выполнена.
А что будет? Клиент от угроз – «больше к Вам не обращусь» реально перейдет к действиям и уйдет к конкуренту.
Вам это надо? А объемы продаж? А прибыль?
Привлечь нового клиента в 5-6 раз дороже, чем удержать прежнего.

Вместе с тем, все проблемы склада решаются на уровне простого здравого смысла: «высших материй», супер технологий и мега затрат не требуется.

Сделаем 8 шагов вместе:

Шаг первый: Сотрудники.
Подбираем и обучаем владельца складского процесса.
Описываем процесс «как есть» и определяем пути к тому «как надо».
Нормируем труд складских работников: 

  • нормы времени;
  • нормы выработки;
  • нормы обслуживания;
  • нормы численности.
Разработка нормативов без учета особенностей компании, невозможна:
Что делаем? 

  • фотографию рабочего времени;
  • хронометраж;
  • наблюдаем в процессе;
  • изучаем статистику;
  • согласовываем с работниками.
Разрабатываем или актуализируем штат склада. Регламентируем процесс. Без заданных правил игры – игра пойдет по своим правилам:
  • Положение о складе – это Конституция склада;
  • регламент «Склад»: прием, хранение, отпуск, инвентаризация, возврат товара и др.;
  • принципиальная схема технологического процесса;
  • транспортно-технологические схемы;
  • технологические карты;
  • должностные инструкции;
  • инструкции по охране труда;
  • инструкция по пожарной безопасности - на складе хранятся миллионы рублей компании.
Организуем разумное разделение и кооперацию труда на складе. Гибкость в людских ресурсах позволит справиться с объемом работ в период сезона и не содержать лишние ресурсы в периоды спада. Разрабатываем графики сменности сотрудников.
Разбираемся, за что компания платит деньги складским сотрудникам. Готовим проект приказа по переходу на оплату в соответствии с ключевыми показателями эффективности (KPI).



Шаг второй: Порядок на складе
Цель шага – быстро найти товар в зоне хранения, будь то комплектация заказа или инвентаризация, а также не допустить роста брака (неликвида).
Изучаем масштабы компании, стратегические цели, вид деятельности, ассортимент товара, грузооборот.
Определяем целесообразность и возможность организации статического (на одних и тех же местах) или динамического хранения – поступающий товар размещается на хранение на свободные места.
Возможные варианты хранения товара:
  1. Раскладываем товар, продукцию по группам, подгруппам, сегментам, подсегментам и т. д. Обозначаем все ярлыками: как места хранения, так и сам товар. Закрепляем сотрудников за определенной зоной склада или за определенным товаром.
  2. Определяем целесообразность и возможность введения адресного хранения.
  3. Если компания «созрела», то готовим проект решения об автоматизации склада и введении современной WMS, применении штрих-кодирования, бар кодов, цифровых кодов, электронных, радио меток. Определяем поставщиков этих технологий.
Классифицируем товар методом АВС – анализа или методом ранжирования по кумулятивной процентной доле обращения. На основании классификации размещаем товар в зоне хранения.
Зонируем склад. Определяем и рассчитываем необходимые зоны и помещения склада.
Разрабатываем графики подачи на склад транспорта.



Шаг третий: Складская техника
Рассчитываем необходимое и достаточное количество техники.
Готовим проект приказа о закреплении складской техники за сотрудниками склада.
Готовим предложения о привлечении специализированной компании по обслуживанию и ремонту складской техники.



Шаг четвертый: Управление себестоимостью складских операций. Бюджетирование.
Определяем себестоимость складских операций.
Готовим план снижения себестоимости.
Разрабатываем (актуализируем) бюджет складской деятельности на год (полугодие, квартал, месяц).



Шаг пятый: Сохранность материальных ценностей. Инвентаризация.
Организуем (актуализируем) работу по повышению материальной ответственности сотрудников склада.
Готовим рецепты борьбы с воровством.
Разрабатываем различные методики проведения инвентаризации.
Оптимизируем документооборот.



Шаг шестой: Снижение брака и неликвидов
Создаем и физически отделяем «Зону брака».
Создаем систему работы по снижению брака, неликвидов.



Шаг седьмой: Возможности склада
Определяем коэффициенты использования площади и объема склада. Разрабатываем пути их повышения.
Определяем целесообразность перехода на стеллажное хранение, типы стеллажей и поставщиков.



Шаг восьмой: Взаимодействие склада с другими подразделениями компании
Исключаем размытость и дублирование функций взаимодействующих подразделений путем описания бизнес-процессов и регламентацией.




Предложенные простые технологии уже по достоинству оценили руководители компаний Воронежской области. Вот некоторые из них: производители в секторе b2b, продуктов питания, интеллектуальных продуктов, дистрибьютор товаров для дома, интернет-магазин.

 

Если появился первый «червячок» на складе – об успехе компании на рынке следует забыть через год. Если два червячка – через полгода. Если три – рассчитайте сами.

У Вас осталось два-три месяца? Успеем! Вызываем жаворонков.




Ваш Михалыч

 
Отправить комментарий